Вторник, 23.07.2019, 02:38
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS


Карта сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Файлы » Методические разработки » Аттестация

Байдина Е.Л. Урок "Мир моральных категорий. Совесть."
[ Скачать с сервера (21.2 Kb) ] 25.01.2016, 18:07

Открытое мероприятие в рамках проведения декады учителей истории, обществознания и географии.    Учитель: Байдина Е.Л.

 

Тема:  Мир моральных категорий. Совесть.

Цели меропиятия.

Обучающиеся должны знать:

- определение понятия «совесть»;

- побуждающую, запрещающую и контролирующую функции совести.

Обучающиеся должны уметь:

- аргументировать свою точку зрения;

- применять теоретические знания для выполнения практических заданий.

Ход мероприятия.

      Учитель: Можно ли объединить слова, изображенные на экране? Как вы думаете, почему?

(Слайд № 1.  Надоедливая  приживалка,  обличительница, вопиющее безобразие, бедная   изгнанница, сударыня.)                                                                                                    

Обучающие предлагают свои варианты ответов.

Учитель читает сказку. Пропала совесть.
    Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
    Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.

Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
    А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.
    И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...
    Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением.

- Батюшки! не могу... несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним.

        И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться. — За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете? — Что? же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка. — А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается. По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

                                                                          (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина)

 

Учитель: - Все встало на свои места. Такие противоречивые слова объединяет понятие «СОВЕСТЬ».

          Вот об этой «сударыне» мы сегодня поговорим. Какие ассоциации у вас появляются,  когда вы слышите слово «совесть»?  Какие эмоции возникают? Для чего нужна совесть человеку? (Вывод: совесть- способность критически оценивать свои поступки, желания, мысли с точки зрения нравственных норм.)

- В каких случаях совесть начинает «говорить»? ( Когда надо сделать выбор. Совесть заранее осуждает за неправильный выбор. Совесть контролирует поступки человека.)

- А где находится совесть? ( Просмотр  видеоролика. Муки совести http://ren.tv/ РЕН ТВ | Новости ).

  - Как назвал совесть автор ролика? (Детектор человеческих ошибок, внутренний цензор, главный редактор наших поступков.)

 

Работа в группах.

 

№ группы

Задание

Результат

1.

Необходимо по заданной теме высказать собственное мнение, используя формулу ПОПС.

(П – позиция

 О – объяснение (или обоснование)

 П – пример

 С – следствие (или суждение).

 

 

Мы считаем, что совесть- это редактор наших поступков потому, что когда мы поступаем плохо, то совесть не дает нам покоя. Например, если мы ссоримся с родителями, то чувствуем себя виноватыми. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что совесть- это тайник души человека, другое «я», которое дает нам возможность сделать правильный выбор.

 

№ 2

 

Синквейн.  Совесть.

(Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое   отношение к теме.

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.)

 

Совесть

большая, придирчивая

предостерегает, мучает,контролирует

Закон, живущий внутри нас.

Моральное сознание.

№3

Жизненная задача.

Ситуация. К вам подошла ваша младшая сестра и спросила: «Что такое совесть»?

Роль. Старший брат (старшая сестра).

Результат. Объясни доступно сестре, что такое совесть.

 

 

№4

Составить памятку.

Что надо делать, чтобы принять правильное решение.

Советы.

  1. Думай о последствиях.
  2. Думай о тех, кто тебя окружает.
  3. Оценивай свои возможности.
  4. Не решай сгоряча.
  5. Не нарушай нормы.

 

Подведение итогов.

Советы совести – верны.
Советы совести – надёжны.
Проверены. Им верить – можно.

                              Терентий Травник

Категория: Аттестация | Добавил: boivod
Просмотров: 253 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ПФР
Час Кода



Copyright МБОУ СОШ №4 © 2019
Бесплатный хостинг uCoz