Вторник, 23.07.2019, 02:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS


Карта сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Файлы » Методические разработки » Аттестация

Байдина Е.Л. Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.
[ Скачать с сервера (29.1 Kb) ] 25.01.2016, 18:12

      Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.

                      Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№ 4: Байдина Е.Л.

 

                                                                                          Думать легко, действовать трудно,

                                                                                          а превращать  мысль в действие –

                                                                                          самая трудная вещь на свете.

                                                                                                                                    И.Гете 

           Сегодня перед каждым  учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи  формирования нового человека, повышения его творческой активности.  А в наше время  важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Но когда  интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, то необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

     Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности.  Т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам. Одним из способов повышения мотивации является организация исследовательской деятельности на уроках.   В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте среднего (полного) общего образования в пункте 5 раздела 1 дан портрет выпускника школы. Среди личностных характеристик учащихся следует выделять такую, как мотивированность на творчество и   инновационную деятельность.
         В разделе 2 Стандарта в пункте  «Требования к результатам освоения основной образовательной программы  предусмотрено выполнение всеми старшеклассниками в течение одного или двух лет индивидуального проекта, как завершение учебного исследования или разработанного проекта».  

         В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Основа учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности .  Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.  

     Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.

       Мотив  — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Развитие мотивов учения.

        В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

        Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

        Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

        Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:

- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

- выдвижение гипотез;

- выбор способа проверки гипотезы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- анализ и обобщение результатов;

- вывод(подтверждение или опровержение гипотезы) .

     Любое исследование – это поиск ответов на поставленные вопросы, решения личностно значимых проблем.  Следует учесть, что это не единственный путь построения современного урока, способствующего развитию критического и творческого мышления. Однако именно исследовательская деятельность учащегося закономерно приводит к выстраиванию его личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.

      Очень важно, что включение в учебный процесс метапредметного содержания выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования, что необходимо для самоопределения личности учащегося.

     Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, так как, во-первых, ученики уже обладают определенным набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, работы с источниками, самостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшие учебные заведения имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и четко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д. Нельзя не сказать и еще одной немаловажной проблеме – социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми.

       Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. Уже с начальных классов дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Ребята изучают историю города, историю своей семьи, составляют свои родословные. В качестве творческих домашних заданий им предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, в средних классах написание рефератов. Вся эта работа подталкивает к поиску дополнительной литературы, посещению библиотек, формирует умение работать с источниками информации.  В старших классах элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке истории и обществознания: работа с документами, лабораторные, практические занятия, семинары.   Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный путь познания. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом,  процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ  и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.

        Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

       Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность,  стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу.

        Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Именно исследовательская деятельность требует наблюдательности, внимательности, аналитического мышления. В ходе исследования деятельность участника направлена на поиск ответа на творческую, исследовательскую задачу.

Основные цели исследовательской деятельности учащихся на уроках обществознания можно определить следующим образом:

- повышение эффективности учебного процесса через применение активных форм обучения;

- расширение кругозора учащихся;

-выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;

- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

-совершенствование умений и навыков самостоятельной работы.

    Главной целью учебного исследования является приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.
    Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ребенка. Личный интерес учащихся в данной деятельности является необходимым условием устной работы. Учитель выступает в роли консультанта: руководит учебной работой, направляет поиск учеников в нужное русло.
    Исследовательская практика ученика- это не просто один из методов обучения, это формирования особого стиля учебной деятельности. В его фундаменте- исследовательская деятельность. В процессе исследовательской деятельности осуществляется развитие потребностей:

- в самопознании, удовлетворения интереса к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности;

- самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала.

Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние школьника, он настроен на познание мира, он хочет его знать. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

 

Список используемой информации:

1.     Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование

2.     Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск., 2001, 234с.

3.     Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

4.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006, 224 с.

5.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.

6.       www.festival.1september.ru

7.      http://nsportal.ru

8.     .  www.researcher.ru

Категория: Аттестация | Добавил: boivod
Просмотров: 997 | Загрузок: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ПФР
Час Кода



Copyright МБОУ СОШ №4 © 2019
Бесплатный хостинг uCoz