Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними является анализ преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, совершаемых в городе подростками, состояние безнадзорности и беспризорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Увеличивается количество подростков, поставленных на учёт в ПДН и ТКДН за совершённые преступления, не достигшие возраста ответственности и преступления, совершённые в состоянии алкогольного опьянения.
Важно создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение.
Принимая во внимание то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели и задачи:
Цель: создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности, преступлений и правонарушений, употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.
Задачи:
Повышать уровень профилактической работы с обучающимися и их семьями в образовательном учреждении;
Выявлять семьи и несовершеннолетних, предположительно находящихся в социально опасном положении на ранних стадиях семейного неблагополучия, принимать своевременные меры по привлечению к работе с данными обучающимися и семьями специалистов других учреждений системы профилактики; защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Оказывать социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и (или) поведении, либо проблемы в обучении, а также родителям (законным представителям) обучающихся;
Осуществлять консультативно-профилактическую работу со всеми участникам образовательного процесса
Осуществлять меры, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, создавать условия для доверительного общения всех участников образовательного процесса;
Обеспечивать внеурочную и летнюю занятость обучающихся и привлекать несовершеннолетних к общественно-полезной деятельности, коллективным творческим видам деятельности; воспитывать нравственные качества личности, влияющие на формирование активной гражданской позиции;
Принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся;
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, воспитанию толерантности у подростков;
Разрабатывать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива;
Осуществлять тесное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проведения комплексной профилактической работы с обучающимися и семьями в целях снижения уровня подростковой преступности, предупреждения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
Вести диагностическую работу с обучающимися и родителями (законными представителями), проводить ежегодный анализ реализации и результативности данной программы.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра.